Необычные пожарные роботы
Роботы всё чаще становятся похожими на живых существ. Почему? Потому что звери и букашки приспосаб-ливались к окружающему миру многие века, поэтому прекрасно знают, что к чему. А более-менее толковые роботы появились лишь в прошлом столетии, поэтому они (точнее, их творцы) и решили подражать живности -чтобы сэкономить многие миллионы, а то и миллиарды лет прогресса. Обычно подобную имитацию инженеры используют, чтобы заставить свои машины выполнять какую-то работу. Но исследователи из Института промышленного дизайна ( Institut fur Industriedesign ) при Высшей школе Магдебурга - Штендаля (Hochschule Magdeburg-Stendal) предложили делать роботов, которые будут копировать природу не ради какой-то целенаправленной деятельности, а во имя собственного спасения. Причём подражать эти роботы будут далеко не самым приятным персонажам - мокрицам. Впрочем, можно и мокрицам — стесняться тут нечего, ибо цель у этих машинок благая - спасение леса от огня. Точнее, предупреждение пожаров.
Называются эти роботы OLE — Offroad-Losch-Einheit, что в переводе со смеси из английско-немецкого можно перевести как "Внедорожный тушительный агрегат". OLE — это робот, который перемещается не на паре ног, не на колёсах и даже не на колёсоногах. Ведь лес — это сложная местность, которая требует соответствующего сложного передвижения. Поэтому и было решено снабдить робота сразу шестью лапами, похожими на лапки насекомого. А чтобы он не натыкался на препятствия, к нему приделывается пара датчиков - усиков для ощупывания дороги. Многочисленные конечности нужны, чтобы OLE мог свободно перемещаться по лесу и патрулировать территорию. У него лишь одна забота: узнавать, не горит ли
где чего. "Узреть" источник возгорания он может с помощью инфракрасных сенсоров, регистрирующих сильные источники тепла. Если такой источник попадает в поле зрения, то "Туши-тельный агрегат" стремглав бежит к нему и заодно сообщает о ЧП по беспроводной связи в координационный центр, управляющий такими роботами.
Разумеется, если замечен едва разгорающийся огонь, то потушить его не очень сложно. Для этого OLE использует встроенную в него пожаротушительную машину, выбрасывающую воду в импульсном режиме — это позволяет сократить объём носимой с собой жидкости. Впрочем, какой противопожарный агент окажется оптимальным — пока неизвестно (может, и сухая вода). Над этим проектом Институт промышленного дизайна начал работать в сотрудничестве с Институтом промышленности и автоматизации имени Фраунгофера (Fraunhofer-Institut fur Fabrikbetrieb und automa-tisierung — IFF) ещё зимой 2005-2006 годов.
Заниматься OLE заставила серьёзная проблема лесных пожаров, которые ежегодно только в Европе выжигают по пять тысяч квадратных километров леса, принося финансовые убытки до 2,5 миллионов евро, не говоря уже о различных экологических послед-ствиях, включая ртутное загрязнение. Поэтому учёные и пришли к довольно банальному выводу, что лучше предупредить беду, чем устранять её неприятные и печальные результаты. Однако это не такая уж и простая задача. Регулярные обследования, скажем, с помощью вертолёта слишком дороги и малоэффективны. Можно установить и датчики, которые срабатывают быстро, но, естественно, не гарантируют скорого прибытия пожарной команды. Вот так и появилось простое решение — объединить в одном аппарате и детектор, и пожарную машину.
OLE может зафиксировать места возгораний на расстоянии от 50 до тысячи метров — в зависимости от густоты леса и погоды. Однако, как бы ни была хороша техника, но и она сама, в принципе, может, не успев справиться с очагом, оказаться посреди пламени. Если вдруг с OLE происходит такой казус, то это не так уж страшно: при достижении температуры, опасной для его электронных компонентов, он быстро сворачивается в клубок — как это делают мокрицы — и втягивает в себя ноги. Его в этой ситуации спасает жаропрочный панцирь, сделанный из керамического волокна и выдерживающий до 1300° по Цельсию. Поле того, как огонь стихнет, робот может развернуться и пойти снова патрулировать — если, конечно, послеэтого останется, что патрулировать. Пока что Offroad- Losch-Einheit существует только в виде концепта. А информация из лабораторий упомянутых институтов о том, в какой стадии находится его физическое воплощение, просачивается весьма скудная. Но когда дело дойдёт, наконец, до серийного производства этих сторожей чащоб, то это будет крайне радостная новость за сохранность зелёных массивов можно будет не беспокоиться. Жаль только бедных лесных животных, которым придётся постоянно сталкиваться с этими страшноватыми многоногими бродягами.
|