В
условиях современного города, когда пробки на дорогах становятся
просто бедой, а проезд в дневное время к месту пожара
превращается для пожарных порой в нереальное занятие, просто
обязан был появиться такой пожарный автомобиль, который совмещал
бы в себе как маневренность на загруженных городских улицах, так
и высокую эффективность при тушении пожаров. И такой автомобиль
не заставил себя долго ждать.
В 1998 году по
заказу Управления пожарной охраны г.Киева компанией
"Титал" был
разработан пожарный автомобиль первой помощи АПП-2 (33023)
"Дельфин", как средство тушения квартирных пожаров, которые в
крупных населенных пунктах составляют до 95 процентов от всех
регистрируемых пожаров.
Автомобиль
предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета,
пожарно-технического оборудования и огнетушащих средств, а также
средств спасения и предоставления первой помощи.АПП-2 эффективно
используется
для
эксплуатации в городских условиях и способен с помощью
установленного на него оборудования тушить основную массу
пожаров ещё на ранней стадии их развития, а также осуществлять
параллельную разведку с целью принятия решения о вызове
дополнительных, более мощных средств, их состава и количества.
Уникальность
"Дельфина" состоит в том, что на шасси с полной массой 3,5 тонны
разработчикам компании "Титал" удалось получить быстрый,
маневренный, малогабаритный пожарный автомобиль самодостаточный
в 95% выездов. Плюс ко всему он максимально отвечает требованиям
Боевого устава при развертывании традиционных пожарных
автомобилей на пожарах.
Практика тушения пожаров этим спецавтомобилем показала, что на тушение
квартирного пожара любой сложности "Дельфин",
оснащенный цистерной в 500 литров, расходует не более 300 литров
воды, тогда как АЦ-40 (130) 63 Б в такой же ситуации расходует в
3-5 раз больше- от 1000 до 1500 литров воды.
Такие технические
показатели стали возможны благодаря использованию современных
технологий и агрегатов, в частности насоса высокого давления и
многорежимного ствола. Режим мелкодисперсного
распыления, поддерживаемый этим стволом, позволяет быстро и
эффективно охлаждать зону горения, а также блокировать доступ
кислорода из атмосферы к открытому пламени, что сокращает время
тушения и позволяет производить его с минимальными затратами. В
результате пострадавшая квартира меньше заливается
водой, а значит и ремонтные затраты на ее восстановление, а также
квартир на нижних этажах намного меньше.
Автомобиль
легко обходит препятствия, а повышенная устойчивость позволяет
проходить повороты и совершать маневры на больших скоростях.
Анализ
использования АПП-2 в условиях города показал, что:
— время следования на пожары уменьшилось в 1,5-2 раза;
— в среднем на тушение 1 кв.м. расходуется в 5-6 раз меньше
воды, по сравнению с АЦ-40 (130) 63Б; —
количество экстренных вызовов сократилось в 2 раза;
— экономия топлива в 5-6 раз.
В конструкции
"Дельфина" реализованы и другие оригинальные технические
решения. Так, модульная конструкция пожарной надстройки,
выполненной из устойчивого к коррозии алюминия и собранной по
клеевой технологии, делает ее независимой от типа шасси, поэтому
спецнадстройка может устанавливаться и на шасси аналогичной
грузоподъемности других производителей — Volkswagen LT,
Mercedes-Benz Sprinter, IVECO Turbo Daily, Fiat Ducato, Ford
Transit.
Силовая
установка АПП-2 запускается от отдельного двигателя, вращающего
пожарный насос и
электрогенератор,
используемый для питания осветительной мачты и
аварийно-спасательного инструмента.
Использование
автономного агрегата позволило отказаться от коробки отбора
мощности, а центробежный насос высокого давления (до 16
атмосфер) дает возможность эффективно работать стволом на высоте
до 90 метров и способен подавать воду из любого внешнего
источника — пожарной цистерны, внешней автоцистерны, гидранта,
водоема. Водитель может запускать двигатель силовой установки,
включать насос в работу по замкнутому контуру прямо из кабины
экипажа в момент выезда из пожарного депо и, прибыв к месту
пожара, двигатель и водные коммуникации уже будут готовы к
работе без какой-либо задержки, что очень важно при выезде на
пожар в зимнее время.
Вывозимый запас
воды, переносная установка пенотушения, наличие
аварийно-спасательного оборудования, позволяют использовать
"Дельфин", как универсальный автомобиль для ликвидации
последствий ДТП, техногенных аварий,
катастроф и спасения людей
при них.
"Дельфин" пока
единственный в своем классе и не имеет аналогов.
В
связи с появлением новых современных технологий основные узлы
машины также модернизируются. Изменилась технология изготовления
цистерны. Теперь ее делают из полипропилена, что существенно
увеличивает срок ее эксплуатации. Новая цистерна имеет срок
годности и гарантию на 100 лет!
Пульт
управления тоже изменен. Он стал проще, но надежнее в
эксплуатации.
Автомобили
АПП-2 "Дельфин" вот уже на протяжении нескольких лет успешно
справляются со своей задачей в России,
в регионах Западной Сибири, Урала и Республики Коми, прекрасно
зарекомендовав себя в условиях холода. Несколько "Дельфинов"
работают в Баку - субтропичный климат и жара тоже не являются
для них помехой.
Более 60-ти автомобилей АПП-2 эксплуатируются в регионах Украины и тоже
успешно. Только в Киеве тринадцать
таких машин.
В Луганске
АПП-2 "Дельфин" впервые появился в 2006 году в СГПЧ-1 по охране
Ленинского района г.Луганска. Он прекрасно зарекомендовал себя
как на пожарах, так и на аварийно-спасательных операциях. За
время эксплуатации автомобиль показал себя как надежная,
экономная и удобная в обслуживании боевая единица.